Главная » Статьи » Мои статьи

Изучение иностранного языка как форма реализации этнокультурного образования в современной школе

Изучение иностранного языка как форма реализации этнокультурного образования в современной школе

Предметная область «иностранный язык» имеет очень тесную связь с этнокультурным образованием по сравнению с другими предметами, поскольку знание языка или его основ позволяет лучше узнать культуру любого народа. Пословицы, сказки, былины, колыбельные и др. содержат в себе отражение особенностей менталитета какого-либо этноса. Психологический портрет нации, моральные нормы, связь с природой – все это, так или иначе, присутствует в произведениях о народе как едином целом, понять которые легче, зная язык произведений.

Тем не менее, важно, наряду с созданием предпосылок для этнической са­моидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов или негативным отношением к ним. Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя уроженцами родного края.

Работа в этом направлении постоянно ведется в школах. Нам хотелось бы рассказать о немного нетрадиционном способе. Речь идет об интернациональном проекте Postcrossing, суть которого заключается в том, что совершенно незнакомые люди со всего света обмениваются друг с другом открытками. Как правило, это открытки с достопримечательностями местности, национальными блюдами, сувенирами, костюмами и т.д. Большинство открыток имеет описание, познакомившись с которым можно узнать много интересного. В свою очередь и отправляющий имеет возможность поделиться самым примечательным в своем городе и стране (хотя тема и не ограничивается).

Мы принимаем коллективное участие в данном проекте вместе с учениками одного из 4-х классов уже три месяца. За это время мы отправили и получили открытки из таких стран как США, Германия, Тайвань, КНР, Польша, Финляндия, Беларусь, Украина, Индонезия, Индия, Франция, Чехия, Япония, Словакия, Австралия. Мы также наладили контакт с одной из школ Германии и вот уже дети в гимназии Wettin лепят пельмени по нашему рецепту на уроках русского языка.

Какие преимущества дает нам участие в этом проекте: во-первых, конечно, тренировка письменной английской речи (поскольку основной язык сайта - английский), во-вторых, воспитание гордости за свою Родину. Когда в ответ на нашу открытку с видами Астрахани или элементами нашей культуры мы получаем положительные отзывы и кучу вопросов, невольно возникает чувство причастности к жизни страны, к процессу формирования ее положительного образа в мире, несмотря на непростую ситуацию в мире. В-третьих, это знакомство с культурой других народов, воспитание уважения к национальным различиям. Атмосфера доброжелательности, царящая в проекте, сглаживает различия между народами больших стран и совсем крошечных, развитых и отстающих. Ну и, в-четвертых, это создание маленького чуда для учеников. Сюрприз в виде открытки из каких-то экзотических мест (о многих из которых они, возможно, даже и не слышали) позволяет превратить почтовый ящик в шкатулку с сюрпризами - разве кому-то это не понравится?

Конечно, существуют и более традиционные способы: конкурсы песен, стихов, рисунков, даже традиционных блюд которые могут быть приурочены как к какому-то празднику, например,  Дню народного единства, так и проведены без особого повода.

Отдельного внимания заслуживает перекрестный год культуры. Перекрестные Годы культуры между странами уже стали доброй традицией. Множество мероприятий, проходящих в рамках Года, позволяют увидеть и оценить культурные достижения других стран. Музыканты, художники, артисты, режиссеры и многие другие представители творческих профессий приезжают в чужую страну, чтобы поделиться культурными и историческими ценностями своей родины и внести вклад в общее дело по укреплению дружбы и взаимопонимания на международной арене. Конечно, в масштабах школы и, наверное, даже города масштаб мероприятий бывает гораздо более скромным.

2017 год объявлен перекрестным годом туризма России и Австрии. Несмотря на название, туризм – это лишь часть проекта. По этому поводу и в нашей начальной школе запланирован ряд мероприятий: виртуальные экскурсии по достопримечательностям Австрии (в рамках проведения классных часов), мини-выставка репродукций картин австрийских художников  (в холле школы)  и, возможно, выступление ребят, занимающихся в музыкальных школах с фрагментами известнейших музыкальных произведений, написанных Моцартом, Шубертом, Штраусом (при поддержке учителей музыки нашей школы). По словам заместителя министра  культуры РФ Аллы Маниловой, сейчас в России настоящий бум интереса к Австрии, но не в плане классической музыки или архитектуры – россияне в последние годы бьют рекорды по гастрономическому туризму в этом регионе, так что кулинарные выставки-дегустации не исключены.

Конечно, наиболее масштабно мы, как учителя английского языка, организовывали перекрестный год культуры России и Великобритании. В это время проходили и выставки рисунков с достопримечательностями, и конкурсы кроссвордов по истории Великобритании, квесты и викторины, конкурсы песен и стихов на английском языке и много другое.

Таким образом, мы считаем, что культура своего народа и своей страны гораздо лучше познается при знакомстве с культурой других стран, позволяя выделить в ней все самое ценное и значимое.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Анна_Валерьевна (13.05.2017)
Просмотров: 23 | Теги: этнокультурное образование и англий, этнокультурное образование, этнокультурное образование на урока | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]