Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы современного образования

Проект по проблемам современного этапа образования

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Не будет преувеличением утверждение о том, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения любой страны. От доступности и качества образования зависят перспективы успешного развития государства, рост благосостояния и успехи личной карьеры каждого человека. Особенно актуально это утверждение для современной России.

Анализируя состояние современной сферы образования и тенденции развития общества, мы выделили несколько проблем, которые, на наш взгляд, являются основными проблемами современного образования в России.

Мы рассматривали проблемы и пути их решения по трем источникам: общество, система образования и личность педагога, так как все три звена  неразрывно связаны.            

В качестве основной проблематики мы выделили падение общего престижа образования, которое непосредственно связано с мнением о «снижении качества образования». Исследование качества образования, проведенное «Левада-центром», показало, что почти половина жителей России (45%) не удовлетворена нынешней системой образования в стране. При этом 37% граждан полагают, что качество образования за последний год только ухудшилось.

Вторая проблема - это отсутствие преемственности ступеней образования.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организации воспитания и обучения (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.                                                                                                              Следующей проблемой мы считаем  конфликт сохранения традиций образования и необходимости перемен. Сохранение исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т.е. на высокий научный уровень содержания образования) вступает в конфликт с целесообразностью перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

Четвертая проблема - это культура оценочной деятельности педагога, дающая долгосрочные и ясные ориентиры, более объективную основу оценки результатов деятельности. Основным механизмом  системы внешней оценки результатов образования  является единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Однако опыт показывает, что использование такой оценочной процедуры позволяет оценивать только отдельные компоненты образовательных достижений, что не соответствует требованиям, предъявляемым к процедурам международных исследований.

Отсутствие мотивации к личностному росту – является еще одной проблемой современного образования.

 Профессионально-личностный рост начинается с самообразования,  с самосовершенствования учителя. Но заниматься этим он должен с желанием, настроением, сам, по собственной инициативе. Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы над собой, и он всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем развитии, то есть в профессионально-личностном росте.

Тем не менее, мы считаем, что проводимые сейчас реформы, в том числе и по внедрению ФГОС второго поколения, позволяют решить многие из проблем.

Например, Решение проблемы падения общего престижа образования. Ориентация стандарта на состав требований к результату образования отвечает потребностям всех участников образовательного процесса, что существенно меняет положение процессов оценивания в системе образования. Результат в контексте стандартов нового поколения является заключительным элементом триады «цели — средства — результаты». Отличительной особенностью подхода к разработке стандарта нового поколения (в отличие от предыдущих стандартов) является его ориентация на результаты образования, поскольку именно ожидаемые планируемые результаты наилучшим образом выражают государственные, общественные и индивидуально-личностные запросы системы общего образования. С учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору оценка становится одним из ведущих элементов его конструкции.

Стандарты второго поколения направлены на то, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) для освоения фундаментального ядра содержания образования.

Для решения проблемы отсутствия преемственности ступеней образования необходимо создается последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

Этот вопрос позволяет решать системно-деятельностный подход в основе ФГОС, который учитывает индивидуальные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

На практике вопросы преемственности меду садами и школами решаются через: организацию открытых дверей для родителей будущих первоклассников, анкетирование родителей, в нашей школе – организация дня открытых дверей для воспитателей «Первые дни ребенка в школе».

Решение проблемы конфликта сохранения традиций образования и необходимости перемен.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не то, но и суть образовательного процесса. Вместе с тем, реализуя данный принцип, мы освобождаемся от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Решение проблемы культуры оценочной деятельности педагога.

Понимание родителями и учащимися принципов оценивания позволяет снять негативное отношение к оценке, которое, как показывает анализ оценочной деятельности, существовало всегда и существует до настоящего времени. Важной составляющей культуры оценочной деятельности педагога становится взаимодействие педагог—ученик—родитель.

Такое взаимодействие мы называем компетентным соучастием, что предполагает обязательное участие обучающихся в оценочной деятельности, ознакомление родителей с эталоном, нормами оценивания, основными принципами и технологиями оценочных процедур. Решение этой проблемы связано с маркетинговой деятельностью школы.

Сопоставление предыдущих стандартов и стандарта второго поколения позволяет сделать вывод, что изменилась идеология оценочного инструментария, поскольку новый стандарт ориентирует не только на предметный результат. Модель оценки конкретизирует требования и ожидаемые результаты не только для организаторов образовательного процесса, но и для потребителей образовательных услуг.

Решение проблемы отсутствия мотивации к личностному росту.

Для повышения мотивации педагога предполагаются различные меры его стимулирования. Их можно классифицировать в соответствии с тремя основными направлениями усиления мотивации учителя: удовлетворение материальных и социальных потребностей педагогов, а также их стремления к личностному росту и самоактуализации.

Все это достигается через:

- заработную плату (должна соответствовать выполненной работе);

- возможность приобретения нужных вещей (предметов обихода, научно-ме­тодической и учебной литературы, и т.д.).

- информированность (зна­комство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);

- общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.).

- разработку и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры.

Для правильного понимания путей развития образования необходимо определять проблемы и находить пути их решения. В данной работе нами был рассмотрен ряд проблем современного образования. Хочется сделать вывод, что нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция - ожидание указаний сверху - вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в том, чтобы изучать, знать потребности субъектов образовательного процесса и создавать благоприятные условия для их удовлетворения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Кейт (15.10.2013)
Просмотров: 1881 | Теги: Проблемы современного образования | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]