Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка в современной школе в условиях реализации ФГОС

Социальная ситуация в современном обществе выдвигает свои требования к результатам обучения и воспитания в школе – на первый план выходит личность, действующая универсально, владеющая культурой самоопределения, быстро адаптирующаяся к новым жизненным условиям, социально компетентная личность. В тоже время реальность современного образования такова, что при обучении английскому языку в каждом классе существуют объективные различия между учащимися в темпе овладения новым учебным материалом, в степени самостоятельности применения усвоенных знаний и умений и т.д. Учитывая все вышеописанные факторы, нельзя отрицать необходимость в такой организации учебного процесса, которая учитывает эти различия, создавая оптимальные условия для успешной деятельности каждого из обучающихся.

Технология разноуровневого обучения отвечает всем указанным требованиям, являясь «педагогической технологией организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому учащемуся овладевать учебным материалом по предмету на разном уровне (но не ниже базового), в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ученика» [1].

Существует ряд условий успешной реализации данной технологии на практике:

  1. Знание индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Умение структурировать учебный материал, определяя трудности, с которыми могут столкнуться разные группы учащихся.
  3. Включение вопросов для разных для разных групп и даже отдельных учащихся в технологическую карту.
  4. Создание ситуации успеха для каждого ученика.
  5. Обеспечение возможности для самообразования, саморазвития и самовыражения в учебном процессе.
  6. Предоставление возможности выбора содержания, вида, формы организации учебного процесса.
  7. Осуществление контроля не только за результатом, но и за процессом обучения.

ФГОС выделяет три уровня результатов учебной деятельности: базовый, вариативный и творческий. Согласно этому делению, на уроках английского языка целесообразно создание временных групп на основе мониторинга обучаемости и обученности школьников. Допустимым является переход из одной группы в другу. Каким характеристикам отвечают учащиеся каждой из групп? I группа: учащиеся испытывают определенные трудности в освоении нового материала, им часто необходимы дополнительные разъяснения, длительные тренировки, у них, как правило, не проявляются способности к самостоятельному нахождению решений усложненных вариантов заданий. II группа: не испытывают особых затруднений в овладении новыми знаниями, усваивают способы выполнения типовых заданий после изучения 2-3 образцов, способны найти варианты решения измененных заданий с опорой на указания учителя. III группа: быстро усваивают первичный материал, способны самостоятельно найти решение измененного задания, применяя несколько способов.

Рассмотрим вариации заданий, учитывающих данное деление и этап урока, а также формируемые во время их выполнения УУД:

  1. Этап изложения новых знаний. На этом этапе проблемные вопросы задаются учащимся II и III групп, а ученики из I могут ответить по ранее изученному материалу. Так во время изучения спряжения глагола to be в Past Simple (was/were) заданием для I группы будет вспомнить его формы для Present Simple (am/is/are), а учащиеся из II и III пробуют соотнести их между собой и сформулировать правило (Forward, 4 класс). Здесь формируются такие универсальные учебные действия как: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и нет, составление плана и последовательности действий, построение логической цепи рассуждений, т.д. Высоко мотивированные дети могут готовить дополнительные сообщения, наглядные пособия для объяснения нового материала. Некоторые из таких заданий уже предусмотрены авторами учебника: «Find information and statistic about different ethnic groups in your country. Write a short article» (Spotlight, 11 класс). Эти задания способствуют формированию умений по формулированию познавательной цели, поиску и выделению информации, оцениванию усваиваемого содержания.
  2. Введение новых лексических единиц. Можно использовать разноуровневые карточки для первичного контроля усвоения новых ЛЕ: напиши перевод с русского на английский (III), напиши перевод с английского языка на русский (II), соедини слово и картинку к нему (I), подпиши рисунок (III), реши кроссворд и т.д.
  3. Этап закрепления и применения знаний и умений. Самостоятельная работа является способом дифференциации на этом этапе. Это могут быть задания на карточках, игра, парная работа. К примеру, на карточках напечатаны слоги, из которых необходимо составить слова по теме: leo-pard, ca-mel (Spotlight, 5 класс). При этом дальнейшая работа может строиться так: I группа составляет с ними словосочетания (a fast leopard, a slow camel), II группа – предложения (The leopard is running fast. Camels eat hay.), а III – загадку (This animal has got a lot of spots on it. This animal can live without water for a long time). В парной работе формируются УУД по инициативному сотрудничеству, определению способов взаимодействия, умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способности к волевому усилию, синтезу как составлению целого из частей.
  4. Домашнее задание. Здесь дифференциация происходит следующим образом: III группа может получать задания творческого характера, требующее использования дополнительной литературы (составить кроссворд, написать заметку для журнала, придумать комикс), II и I группы также могут взять это задание, но для подготовки им можно указать источник. Здесь формируются умения по поиску и выделению информации, формулированию проблемы, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности целей.
  5. Этап контроля и самоконтроля. Предполагает использование тестов с указанием уровней сложности. Многие УМК по английскому языку имеют специально разработанные контрольно-измерительные материалы, в которых задания разделены на уровни (А, В, С). УУД, формируемые на этом этапе: предвосхищение результатов уровня усвоения, его временных характеристик, сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Таким образом, технология разноуровневого обучения имеет ряд положительных аспектов: повышает уровень мотивации, дает возможность для реализации и сильных, и слабых учеников, повышает эффективность обучения, создает ситуацию успеха, она также позволяет формировать полный спектр универсальных учебных действий, являясь действенным инструментом повышения качества образования.

Список литературы:

  1. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения // Научно-методический журнал, 2003 № 3, С. 11–12.
Категория: Мои статьи | Добавил: Анна_Валерьевна (09.11.2018)
Просмотров: 6 | Теги: дифференцированные задания, разноуровневое обучение на уроках а, технология разноуровневого обучения, уровневые группы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]